Расхода Топлива

Вождение

Есть еще 11 правил, сообщающих о том, что стоит денег (лишних денег), так как вызывает перерасход топлива.

1.         Все, что мешает аэродинамике, стоит денег. Это широкопрофильная резина, не предусмотренная заводом-изготовителем, декоративные спойлеры, «намордники» с «ушками» на капоте и прочие безделицы. Расход топлива увеличивают и багажники, даже боксы обтекаемой формы, не говоря уже о традиционных металлических «фермах», пусть и пустых. Одним словом, все лишнее — снаружи!

2.         Постоянно включенные потребители электроэнергии — тоже потерянные деньги. Отсюда мораль: включайте их только по мере необходимости. Кондиционер, например, обойдется в дополнительные 0,8 л горючего на каждые 100 км. Естественно, это правило не распространяется на регионы, где даже днем нужно ездить с ближним светом.

3.         Прогревание мотора до рабочей температуры после «холодного пуска». Трогайтесь, как только это возможно. Под нагрузкой двигатель прогревается гораздо быстрее, чем на холостом ходу, а жильцы расположенного рядом дома не отплатят проколотыми шинами за утренние рев и гарь.

4.         Лихие кавалерийские старты также не принесут экономии. Трогайтесь с места, не давя до отказа на педаль акселератора, переключайтесь на следующую передачу как можно раньше. По возможности старайтесь ездить на высшей передаче: современные моторы, особенно дизельные, позволяют переходить на четвертую уже при 50 км/ч.

5.         Двигатель должен по возможности как можно чаще и дольше работать на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту (или в том диапазоне, где его «полка» пологая). Для этого совсем не нужно поднимать конструкторскую документацию и делать запросы на завод-изготовитель, достаточно посмотреть в сопроводительные документы автомобиля. Выглядит это так: максимальный крутящий момент равен столько-то Н·м при таких-то об/мин.

6.         Соразмерное и предусмотрительное движение экономит топливо. Просчитывайте дорожную ситуацию, избегайте лишних ускорений и движения «в полный газ», перед красным светом заблаговременно убирайте ногу с педали газа и двигайтесь накатом (если дорога не скользкая), вместо того чтобы интенсивно тормозить перед стоящей впереди машиной.

7.         Правильное давление в шинах экономит топливо. Регулярно проверяйте давление. Его недостаток увеличивает сопротивление качению (читай, расход бензина), отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля, вредит самой покрышке.

8.         Работа двигателя на стоящей машине — лишний расход. Глушите мотор в пробках и на регулируемых перекрестках, если перед светофором собрался приличный «хвост» и стоять придется долго.

9.         Отсутствие «экономичного» режима на «автомате» — тоже минус. Установите селектор в положение, соответствующее программе «Зима». Автоматика будет раньше включать высшие передачи. Разумеется, если имеется специальная «экономичная» программа, то должна быть задействована именно она.

10.      Современные высококачественные энергосберегающие масла для двигателя и коробок передач (как правило, синтетика или полусинтетика) экономят топливо.

11.      Шины с низким сопротивлением качению — не дань моде, а экономия топлива.

Если вы внимательно прочли 11 пунктов, то просто обязаны прийти к выводу: прежде, чем жаловаться на повышенный расход топлива, подумайте, все ли вы сделали, чтобы его уменьшить? Может быть, ваш автомобиль в полном порядке, но ваша манера езды или дополнительные «примочки», которыми вы украсили автомобиль, приводят к перерасходу топлива?

Но если вы гарантируете, что автомобиль не перегружали, ездите в максимально экономной манере, никаких дополнительных «наворотов» вроде «кенгурятника» или багажника на крыше у автомобиля не имеется, а перерасход все же есть, то необходима диагностика, которая выявит причину неисправности.

Приведем несколько возможных причин.

Если из форсунки на дроссельную заслонку капает топливо, значит, с уплотняющими кольцами непорядок. Несколько капель за минуту — еще ничего страшного, можно продолжать эксплуатировать автомобиль. Но в идеале не должно быть и этого, топливо не должно капать.

Таким же образом можно проверять герметичность любой другой пусковой форсунки на любом другом типе двигателя (где она имеется).

Еще одним слабым местом является датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ТНW). В зависимости от сопротивления этого датчика компьютер «рассчитывает» количество топлива, необходимое двигателю для работы при данной датчиком температуре.

Если же датчик «врет» или «ошибается», то могут возникнуть не очень приятные казусы. Например, если ТНW «сообщает» компьютеру о холодном двигателе в то время, когда двигатель полностью прогрет. Компьютер — существо доверчивое: что датчик сказал, то и правильно. И при таких показаниях, естественно, топлива поступает в цилиндры больше, чем действительно требуется.

Возможно несколько причин такого «вранья»:

К тому же работа автоматической коробки передач зависит от датчика температуры. И если датчик не сообщил, что все в порядке, то коробка просто-напросто не переключится на повышенную передачу. А «низкие» передачи, как известно даже начинающим автовладельцам, не просто потребляют топливо, а потребляют его в совершенно неимоверных количествах.

Еще одна проблема — датчик кислорода (Oxygen Sensor). Эта как раз та деталь автомобиля, на диагностике которой очень легко заработать нечистоплотному мастеру автосервиса. Предлагаю вашему вниманию, мнение одного из мастеров по поводу Oxygen Sensor и его диагностики: «В последнее время с появлением специальной литературы о принципах работы систем электронного впрыска топлива, некоторые «автомастера» («дельцы от автосервиса», по-другому их не назовешь), нашли для себя дополнительный «источник заработка», который называется «Диагностика повышенного расхода топлива на вашей машине ».

Начитавшись различного рода статей и немного определив для себя, что «датчик кислорода» достаточно сильно влияет на повышенный расход топлива и что данное утверждение самому клиенту практически невозможно перепроверить, а «датчик кислорода» стоит в среднем около $300 (новый), эти, с позволения сказать «автоспециалисты» довольно неплохо и просто-напросто нагло зарабатывают на проведении подобной «диагностики», вовсю используя «техническую дремучесть» клиента.

Умный вид, менторский тон, заумные слова — и в итоге, практически ничего не делая, можно уверенно «содрать» с клиента несколько сотен «за диагностику». Потому что практически никто из клиентов не станет заказывать из Японии новый датчик кислорода за «триста баксов» и, «смирившись с судьбой», будет продолжать ездить и вспоминать добрым словом автомастера, который разъяснил ему, далекому от техники человеку причину перерасхода топлива:

— К сожалению, ваш датчик кислорода полностью «заморожен», потому и расход топлива у вас более 20 л…

И далее идут «объяснения»: мол, топливо у нас в России — плохое, бензин — этилированный, который «губит» датчик кислорода практически сразу же, датчик восстановлению не подлежит, сочувствую…с вас 400 руб. за диагностику.

А что остается клиенту? Только верить на слово — сколько всего было сказано! И красиво сказано!

У клиента нет возможности «посмотреть сверху» на эту проблему, посмотреть и провести небольшие подсчеты, сколько конкретно автомобилей имеют повышенный расход топлива конкретно из-за датчика кислорода?

А ответ, как ни удивительно, будет таким: весьма небольшой процент. И уж не в два раза, потому что даже для кислородного датчика это звучит дико.

Поэтому нельзя «однозначно и определенно» сказать, что в повышенном расходе топлива «виноват» только Oxygen Sensor.

Причин может быть множество, и одна может наслаиваться на другую.

Да, такие мастера встречаются не на каждом углу и не на каждом автосервисе. Но где гарантия, что таким не будет именно ваш мастер?

Кстати, Oxygen Sensor может быть инициатором повышенного расхода топлива, но не быть причиной. Такая ситуация возникает в результате нештатного подсоса воздуха в выпускном коллекторе перед датчиком кислорода. Если в автомобиле перед канализатором есть так называемая «гофра», и ее целостность нарушена (потертости или дыры), то датчик кислорода воспринимает лишний воздух, как обедненную топливную смесь, и автоматически добавляет топливо.

Для проверки наличия нештатного подсоса воздуха можно провести простую диагностику. Нужен всего лишь аэрозольный баллончик с горючей смесью (например, с жидкостью для промывки карбюраторов). После запуска двигателя, струя аэрозоля направляется на возможные места нештатного подсоса воздуха. Если такой подсос существует где-либо в проверяемых местах, обороты двигателя возрастут.

Еще одной причиной перерасхода топлива на автомобилях с электронной системой впрыска может быть датчик положения дроссельной заслонки (ТРS). Если ТРS изначально выставлен неверно, то компьютер (оборудование наивное и доверчивое) будет принимать искаженные показания за единственно правильные. В результате возникают следующие ошибки:

Повышенный расход топлива могут вызывать и другие причины. Поэтому если такое приключилось с вашим автомобилем и это точно не ваша вина (помните о манере езды) и не естественное старение «железного друга», то ваша дорога лежит в сторону автосервиса. В противном случае может оказаться, что неисправность, которая изначально была достаточно мелкой и легко устранимой, разрослась чуть ли не до размеров катастрофы.

Как рассчитать расход топлива

расхода топлива

Существует несколько способов, позволяющих рассчитать расход топлива автомобилем. Остановимся на наиболее часто используемых в практической деятельности.

Для этого нужно залить полный бак бензином, снять показания спидометра (к примеру, 773220) и проехать несколько километров по городу, по трассе, стараясь ездить по тем маршрутам, где предстоит постоянно работать в будущем.

Затем снова долить полный бак топлива и снять показания спидометра (к примеру, 773550). Получился пробег в 330 км. По чеку со второй заправки можно узнать, сколько бензина потребовалось долить до состояния полного бака. Например, 30 литров.

Составляем пропорции: на 330 км потребовалось 30 л бензина, а на 100 км пробега необходимо – х литров. 100*30/330=9 литров

Залейте полный бак горючего и прокатайтесь 100 км. Потом вернитесь на заправочную станцию и долейте бак доверху. Сколько литров понадобится для этого, таков и расход топлива на 100 км.

Можно воспользоваться данными технического паспорта, в зависимости от объема двигателя существует нормативный расход топлива.

Но методик, как рассчитать расход топлива с гарантией 100%, просто не существует. Да и учитывать поправочные коэффициенты в реальной жизни тоже необходимо:

1. В зимний период времени, с октября по март, в зависимости от региона, существует надбавка в 10%. Министерство транспорта издает распоряжение, а руководитель предприятия – соответствующий приказ об увеличении нормы расхода бензина.

2. В городах с населением более 3млн. человек применяют коэффициент до 25%. Это также необходимо указывать в приказе или распоряжении местных властей.

3. В зависимости от того, сколько лет служит автотранспорт, используется дополнительный коэффициент перерасчета, но не более 5%. Если машина работает более 5 лет, можно воспользоваться этой надбавкой.

Таким образом, расход топлива представляет собой объем бензина, который тратится на 100 км пробега. В повседневной жизни принимают во внимание прогрев авто в морозные дни, частые остановки перед светофором, езда порожняком и с большими грузами для грузового транспорта, пробег автобуса в час пик и вождение с малым наполнением пассажирами.

Нормы расхода на предприятии устанавливают с учетом техпаспорта автомобиля от завода-изготовителя. А как рассчитать расход топлива, если на автомашине установлено специальное оборудование? Тогда нормативы утверждаются на предприятии самостоятельно, но учитывая методические рекомендации для спецтехники.

Фактический учет и списание ГСМ происходит в бухгалтерии на основании предоставляемых путевых листов. Поэтому знать, как рассчитать расход топлива, должен и водитель. Он заполняет путевой лист, показания спидометра, пробег и расход бензина за поездки. А самое главное, он указывает остаток бензина в баке до выезда, количество заправленного топлива и остаток на конец дня.

Чтобы не допускать необоснованного перерасхода топлива, водитель обязан знать, как определить расход топлива для своего автомобиля. Следить за его техническим состоянием, вовремя менять масло, резину на колесах. Ведь при выявлении перерасхода по вине шофера, списание идет за счет самого сотрудника, путем удержания стоимости излишек из его заработной платы.

Если материальное состояние водителя неудовлетворительное, то работодатель может освободить его от погашения суммы перерасхода и списать за счет прочих расходов, но бухгалтер уже не сможет взять эту сумму на вычеты, рассчитывая налоги из прибыли предприятия.

Следовательно, знать, как рассчитать расход топлива, важно и для работника, и для работодателя. И надо помнить, что расход зависит еще от качества топлива, от фильтров, необходимости в прогреве двигателя, от самой трассы и загруженности дорог транспортом.

Как уменьшить расход топлива

Показания тахометра

Следите за показаниями тахометра, если им оборудован ваш автомобиль. С разумным уменьшением количества оборотов двигателя в минуту уменьшается и расход топлива .

Переключение передач на оптимальных оборотах

Стремитесь к переключению передач вверх на оптимальных для двигателя оборотах путем своевременного переключения механической коробки или плавного добавления газа на авто с АКПП. Это обязательно приведет к экономии топлива. Придерживайтесь правила при езде по городу переключаться вверх на оборотах около 2000 (для дизельных авто) – 2500 (для бензиновых авто). Не стремитесь к слишком раннему переключению передач, когда двигатель еще не развил оптимальных оборотов. Слишком раннее переключение также приводит к повышению расхода топлива и чрезмерному износу деталей цилиндропоршневой группы.

Умеренное добавление газа

Слишком медленное добавление газа и затягивание времени разгона тоже ведет к перерасходу топлива вопреки расхожему мнению о возможной экономии. Старайтесь добавлять газ умеренно, удерживая обороты двигателя в границах 2000-2500 для дизелей и 2500-3000 для бензиновых авто. На средних оборотах современный двигатель работает гораздо эффективней и экономичней, чем на слишком низких или высоких оборотах.

Плавное трогание

Резкое начало движения – лучший способ добиться перерасхода топлива. Стремитесь к плавному, но уверенному троганию и разгону без рывков. Это позволит оптимизировать расход топлива .

Оптимальная скорость движения

Каждый автомобиль характеризуется определенным промежутком скоростей, на которых расход топлива минимален, а работа двигателя максимально эффективна. Это зависит от установленного на авто двигателя и трансмиссии, его веса, аэродинамического сопротивления, внешних факторов и др. Попытайтесь экспериментально определить такой промежуток и придерживаться соответствующего скоростного режима. Вскоре это превратится в привычку, которая благоприятно скажется на расходе топлива .

Потеря скорости на остановках у светофора

Старайтесь рассчитать скорость автомобиля так, чтобы не приходилось делать остановки у светофоров, особенно, если вы движетесь по знакомому маршруту. Если замечаете, что не успеваете проехать на разрешающий сигнал светофора, заблаговременно сбросьте скорость с таким расчетом, что бы к моменту, когда погаснет запрещающий сигнал, сохранить некоторую скорость движения. Кроме экономии топлива это приведет к повышению комфорта и безопасности, особенно для пассажиров.

Отказ от переключения в нейтральное положение

Во всех современных автомобилях (даже карбюраторных) переключение коробки передач в нейтральное положение при сбросе газа и замедлении перед остановкой не поможет сэкономить топливо. В таком режиме топливо продолжает подаваться в двигатель, как на холостом ходу. Напротив, сброс газа и продолжение движения при включенной передаче распознается системами управления двигателем, как отрицательное ускорение (так называемый принудительный холостой ход) и объем подаваемого топлива снижается либо его подача вовсе прекращается.

Торможение двигателем

Стремитесь к тому, чтобы как можно реже задействовать штатную тормозную систему. Вместо этого применяйте торможение двигателем – движение с включенной передачей при отпущенной педали газа либо постепенный переход на понижающие передачи. При маневрировании, вхождении в поворот, остановке старайтесь спрогнозировать скорость и траекторию автомобиля так, чтобы выполнить манёвр просто дозируя газ. Избегая принудительного сброса крутящего момента нажатием на педаль тормоза, Вы не только существенно снизите издержки топлива, но и многократно повысите безопасность, особенно на скользкой дороге. Во время гололеда для избегания заноса старайтесь тормозить только двигателем, постепенно переключаясь на все более низкую передачу.

Использование рельефа местности

В ситуации, когда впереди есть участок дороги со спуском и при этом дорога хорошо просматривается, целесообразно сбросить газ. При этом силы гравитации будут выполнять работу вместо двигателя. Однако двигаясь по спуску с отпущенным газом никогда не снимайте авто с передачи, лучше включите повышающую. Пусть при включенной передаче выбег и сократится, но только в этом случае в автомобиле задействуются системы, отключающие или уменьшающие подачу топлива в цилиндры, что в результате принесет большую экономию. Кроме того, движение на спуска с включенной передачей значительно безопаснее, особенно на скользкой дороге.

Холостой ход

Вопреки известной точке зрения холостой ход не является щадящим режимом работы мотора. Всего за 10 секунд на холостом ходу двигатель израсходует топлива больше, чем при трогании и начале движения. Поэтому, если предполагается продолжительная остановка (например, более одной минуты) целесообразно выключить двигатель. Это поможет сберечь и топливо и двигатель.

Задний ход и движение в «тянучках» на авто с АКПП

Автомобили, оборудованные автоматической коробкой передач, на ровном участке могут двигаться без нажатия на педаль газа. При включении режима «D» или «R» двигатель передаст через АКПП к колесам определенный крутящий момент, которого будет достаточно для движения. Использование этого приема при езде задним ходом или в «тянучках» поможет уменьшить общий расход топлива .

Соблюдение дистанции движения

Двигаясь в плотном потоке, удерживайте такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, которой будет достаточно для продолжения пусть медленного, но непрерывного поступательного движения без торможений до полной остановки. Такой режим движения позволит израсходовать значительно меньше топлива.

Максимальная скорость

Даже если вы любите ездить быстро, старайтесь как можно реже превышать скорость 90-100 км/ч. Расход топлива уменьшится очень существенно.

Обдуманное, спокойное вождение

Агрессивное маневрирование, нарушение установленного скоростного режима, быстрые ускорения и резкие торможения, многократные перестроения – все это не только крайне опасно для водителя, его пассажиров и окружающих, но и обязательно приведут к повышению расхода топлива. Принципиально избегайте указанных выше манёвров. Для азартного драйва существует трек.

Когда будущая поездка предполагает несколько остановок, целесообразно запланировать первым участком маршрута самый длинный перегон. На длинном участке двигатель успеет лучше прогреться, выйдет в нормальный режим работы, что при последующих стартах приведет к сокращению расхода топлива .

Отказ от вождения без необходимости

Наверное, это самая очевидная и самая труднореализуемая рекомендация. Тем не менее, отказ от использования автомобиля на коротких расстояниях – один из самых действенных способов экономии топлива. Кроме того, не забывайте – очень короткие поездки крайне негативно сказываются на ресурсе автомобиля. Поэтому иногда лучше прогуляться или прокатится на велосипеде. Вы не только сэкономите топливо и сбережете автомобиль, но и укрепите свое здоровье, а также внесете вклад в сохранение экологии.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Использование круиз-контроля

На автомобилях, оборудованных круиз-контролем при благоприятной дорожной обстановке (на относительно ровных участках) целесообразно его использование. Круиз-контроль поможет сэкономить существенное количество топлива благодаря ограничению количества ускорений.

Для частых поездок или поездок по незнакомой местности имеет смысл приобрести GPS-навигатор. Он позволит оптимизировать маршрут, а значит, сэкономит большое количество сил, времени и горючего.

Багажник на крыше

Багажник на крыше автомобиля существенно повышает сопротивление воздуха во время движения и, следовательно, существенно повышает расход топлива. Пустой багажник увеличивает расход на 5% (полный – на 40%). Снимите багажник, если Вы не намерены пользоваться им в ближайшее время.

Лишний груз в автомобиле

Вес авто напрямую связан с расходом топлива. Каждые 100 кг груза добавляют к расходу до 10%. Уберите весь лишний груз. Уменьшение веса позволит снизить расход топлива .

Своевременная замена масляного и воздушного фильтров

Своевременная замена масляного и воздушного фильтров не только препятствует повышенному износу двигателя, но и позволит ему работать эффективнее, и как следствие, эффективнее расходовать топливо. Замену масляного фильтра автовладельцы обычно не пропускают, поскольку она связанна с регулярной заменой моторного масла. Постарайтесь не забывать и о воздушном фильтре. Меняйте его как можно чаще. Загрязненный воздушный фильтр приводит к переобогащению топливно-воздушной смеси и перерасходу топлива .

Моторное масло

Используйте только те моторные масла, которые рекомендованы заводом изготовителем вашего автомобиля, соответствуют характеристикам двигателя и условиям эксплуатации по классификациям SAE и API. Это позволит не допустить снижения эффективности работы мотора, уменьшит его износ и расход горючего.

Несколько лишних минут перед поездкой, потраченные зимой на очистку автомобиля от снега и льда позволят, во-первых, избежать опасных ситуаций, связанных с отделением снега и льда на скорости при движении в интенсивном потоке и, во-вторых, снизить вес и улучшить аэродинамику автомобиля, которые существенно влияют на расход топлива .

Аэродинамика грязного автомобиля существенно ухудшается. Прежде всего, это имеет отношение к плоскостям кузова и днищу, где может быть налипшая грязь. Содержите автомобиль в чистоте, а если есть возможность, обработайте кузов специальными мастиками, уменьшающими аэродинамическое сопротивление. Все это положительно скажется на расходе топлива. особенно при скоростном движении по трассе.

Правильное давление в шинах

Правильное давление в шинах чрезвычайно важный фактор. Он влияет и на безопасность движения, и на скорость износа шин, и на расход топлива. У шин с заниженным давлением увеличивается пятно контакта с дорожным полотном, что влечет за собой увеличение трения и перерасход топлива. Занижение давления в шинах всего на 0,7 бара приводит к увеличению расхода топлива на 6,6%. Помните, что изменение температуры окружающего воздуха ощутимо влияет на давление в шинах. Так, понижение температуры на 7-8 градусов приводит к снижению давления на 0,1 бар. Чаще проверяйте давление в шинах. Это особенно важно в периоды резкого перепада температур.

В модельных линейках крупнейших мировых производителей автомобильных шин, как правило, имеются шины с пониженным сопротивлением качению ("low rolling resistance", LRR). Применение таких шин позволит снизить расход топлива на 5-7%.

Недавно привезенное топливо

При сливе топлива из заправщика в топливном танке из-за турбулентности со дна поднимается осадок и грязь. Заправка таким топливом приведет к засорению топливной системы и фильтров. Поэтому, если вы увидели на АЗС топливозаправщик, постарайтесь заправиться на другой АЗС или перенесите заправку на следующий день.

Прежде чем ехать на заправку с более дешевым топливом подсчитайте, стоит ли это делать, получите ли вы желаемую выгоду. Не забывайте, что на 10 лишних км автомобиль израсходует около 1 л бензина. Если вы заправляете 10-20 л, то лишний литр израсходованного топлива поднимет стоимость заправки на 5-10%. Кроме того, более дешевое топливо нередко свидетельствует и о проблемах с его качеством.

Правильное октановое число

Есть распространенное мнение, что использование бензина с большим октановым числом (по сравнению с рекомендованным заводом изготовителем) приводит к более эффективной работе двигателя. Это не так. Топливо с большим октановым числом более устойчиво к детонации при сильных сжатиях. Применяйте топливо с октановым числом, точно соответствующим характеристикам двигателя вашего автомобиля. Использование топлива, октановое число которого выше положенного, не даст ничего, кроме некоторого падения мощности и напрасно потраченных денег. Применение топлива с заниженным октановым числом повлечет за собой более серьезные последствия в виде детонации и преждевременного износа двигателя.

КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Кондиционер

Компрессор кондиционера отбирает значительное количество мощности у двигателя автомобиля, а, следовательно, отрицательно сказывается на расходе топлива. Отказ от использования кондиционера без особой необходимости приведет к существенной экономии.

В современных минивэнах и SUV зачастую устанавливается две (иногда и более) климатических установки. Не забывайте контролировать ту климатическую установку, которая рассчитана на работу в задней части салона, отключайте ее, когда она не востребована.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Составлены на основании Распоряжения министерства транспорта российской федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р . О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". (ГСМ - горче-смазочные материалы).

Методические рекомендации нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

II. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
  • транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
  • автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  • самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
  • - транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

  • для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;
  • для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
  • для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
  • для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
  • от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
  • от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);
  • свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением:

  • свыше 3 млн. человек - до 25%;
  • от 1 до 3 млн. человек - до 20%;
  • от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;
  • от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;
  • до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п. включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д. движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях - с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20 - 40 км/ч - до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км, - до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия - до 10%.

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 `C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

  • на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
  • для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
  • для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
    • на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями,
    • из расчета до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями,
    • из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе,
    • из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;
    • при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и
    • до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

6. Норма расхода топлив может снижаться.

При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

  • для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
  • для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;
  • на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п. в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств - при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

7. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D). (1)

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

8. Автобусы

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T. (2)

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Hот - норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

9. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D). (3)

где Qн - нормативный расход топлива, л;

Hsan = Hs + Hg x Gпр. л/100 км,

где Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;

Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;

W - объем транспортной работы, т.км. W = Gгр x Sгр (где Gгр - масса груза, т;

Sгр - пробег с грузом, км);

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) - до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) - до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м -природного газа и до 0,25 л - дизельного топлива.

10. Тягачи

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3).

11. Самосвалы

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, (4)

где Qн - нормативный расход топлив, л;

S - пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc - норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5q), л/100 км,

где Hs - транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw - норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т x км;

Gпр - собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q - грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz - дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z - количество ездок с грузом за смену;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5): бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

- до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

- до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ" дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).

Тэги: нормы гсм, нормы топлива, списания гсм, 2008, расход гсм.

Автопроизводители скрывают реальный расход топлива

Эксперты ICCT пришли к выводу, что реальные показатели расхода топлива в среднем на 25% превышают те цифры, что называются автопроизводителями.

Экономичность автомобиля – один из значимых факторов, влияющих на решение о его покупке. Автопроизводители наперебой заявляют о том, насколько умереннее в топливных аппетитах становятся их творения от года к году, но вот называемые показатели расхода топлива могут и не совпадать с реальными. Причем, по данным Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT), за последние годы разница между этими двумя величинами стала только больше.

Специалисты совета обнаружили, что, если 10 лет назад показатели расхода в условиях реальной эксплуатации автомобиля превышали заявленные цифры в среднем на 10%, то теперь разница составляет аж 25%.

Впрочем, у большого немецкого трио – BMW, Mercedes и Audi – эта разница еще выше. У BMW она составляет 30%, у Audi – 28%, а у Mercedes – 26%. Довольно близки к реальным показатели, заявляемые Toyota. У японского бренда разница составляет только 15%. Недалеко со своими 16% ушли Renault и PSA Peugeot-Citroen.

ICCT всеми силами стремится к повышению экологичности современного транспорта, посему к данному исследованию совет подошел с ответственностью и размахом. Их результаты основаны на данных, полученных в общей сложности от полумиллиона водителей по всей Европе.

Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств

Описание:

Интервью с Демко Александром Васильевичем, директором ЧУП «Политан С», консультантом проекта ПРООН.

Обсуждаемые вопросы:

-- нормативные правовые акты, регулирующие применение норм расхода топлива для механических транспортных средств;

-- порядок действий при отсутствии контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, а также установленной линейной нормы;

-- применение норм расхода топлива для тракторной техники и оборудования;

-- актуальные ситуации, возникающие на практике.

Более подробный материал на тему «Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств» будет опубликован в апрельском номере профессионального ежемесячного журнала для экономистов «Планово-экономический отдел», а также доступен в Библиотеке бухгалтера на портале http://buhgalter.by/.

Фильм "Газ"

Описание:

Отрывок из д/ф "Газ" о добыче и транспортировке природного газа.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

Выберите человечка с поднятой рукой!