Автомобильные Осциллографы

Мотор-тестеры и автомобильные осциллографы -

возможности, типы, параметры и выбор

Обзорной публикацией мы охватили все основные классы оборудования, используемого на диагностическом посту. Позже появилась отдельная публикация по сканерам. Теперь подробнее раскроем вопрос выбора для диагностического поста второго из базовых компонентов - мотор-тестера-осциллографа.

Что такое мотор-тестер и осциллограф - назначение и отличия от других классов оборудования и между собой

Осциллограф - прибор, позволяющий визуально наблюдать процессы, происходящие в электрических цепях.

Автомобильный осциллограф (automotive scope) - прибор, предназначенный для визуального наблюдения процессов, происходящих в электрических цепях автомобилей, включая высоковольтную систему.

Основные отличия автомобильного осциллографа от осциллографа общелабораторного применения заключаются в:

- наличии предусмотренных программным обеспечением специальных настроек, позволяющих максимально удобно работать с автомобильными электронными системами;

- наличии специальных датчиков - прежде всего для работы с высоковольтной частью системы зажигания.

Мотор-тестер (motor-tester) - прибор, предназначенный для диагностики систем автомобиля, включающий в себя, как основу, функции автомобильного осциллографа и функции выполнения специальных тестов. Мотор-тестеры также иногда называют анализаторами двигателя (Engine Analyser).

Основное отличие мотор-тестера от автомобильного осциллографа заключается в наличии предусмотренных программным обеспечением и конструкцией специальных тестов, позволяющих автоматизировано осуществлять специфические диагностические операции (тест "Баланс мощности", тест "Относительная компрессия" и пр. - см. далее).

Помня о различиях между мотор-тестером и осциллографом, далее мы будем использовать в основном термин мотор-тестер (при этом большая часть сказанного будет применима и к автомобильным осциллографам).

Основные отличия мотор-тестера от сканера:

- при работе со сканером, сканер подключается только к диагностической колодке и диагност получает диагностическую информацию только от электронного блока управления;

- при работе с мотор-тестером диагност подключается непосредственно к проверяемой электрической цепи (контактным или бесконтактным способом).

Кроме того, важным отличием являются особенности применимости этих приборов:

- сканер жестко применим только для тех автомобилей, для которых он предназначен (протоколы обмена которых он поддерживает);

- мотор-тестер в общем случае применим к любым автомобилям (однако существуют ограничения связанные, например, с особенностями устройства систем зажигания на некоторых автомобилях).

Надо понимать, что мотор-тестер и сканер - являются лишь частично и условно взаимозаменяемыми приборами. Для полноценной работы одного сканера недостаточно - мотор-тестер также всегда должен быть под рукой для:

- осуществления диагностических операций, не поддерживающихся на данном автомобиле имеющимся сканером. Например, с помощью сканерной диагностики (даже на современных автомобилях) весьма ограничены возможности по диагностике системы зажигания и (косвенной) диагностике механической части двигателя;

- проверки данных, получаемых с помощью сканера.

Если средства на приобретение диагностического комплекта на первом этапе работы жестко ограничены, то начинать работу стоит все-таки со сканером (а уже позже приобрести мотор-тестер). Однако, еще раз напомним, что полноценно работать, имея лишь один из этих приборов, нельзя .

Полезно также привести определение диагностического комплекса - это основные диагностические приборы - сканер, мотор-тестер и газоанализатор, объединенные или соединенные как аппаратно, так и программно (информационно).

Сразу оговоримся - в данной статье рассматриваются приборы, предназначенные, прежде всего, для диагностики бензиновых (как карбюраторных, так и инжекторных) автомобилей. Диагностика дизельных двигателей - тема отдельного обсуждения. Хотя некоторые из рассматриваемых приборов, имеют и определенные функции для работы с дизелями (например, МОДИС-М ).

Также отметим, что, несмотря на название "МОТОР-тестер", - мотор-тестеры и осциллографы применяются не только при диагностике системы управления двигателем, но и при диагностике любых других электронных систем управления - системы управления автоматической коробкой передач, антиблокировочной системы, климатической системы, системы управления подвеской и пр.

Итак, современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:

1. Универсальный автомобильный осциллограф (обязательно) - снятие и отображение осциллограмм. Этот режим используется, в частности, для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;

2. Осциллограф зажигания (обязательно) - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания. Функциональность этого режима у конкретного прибора полностью зависит от того, какие системы зажигания он поддерживает. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;

3. Специальные мотор-тестерные режимы (обязательно - это главное, что отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа). В частности это тесты - тест "Баланс мощности", тест "Эффективность цилиндров" ("Неравномерность вращения"), тест "Относительная компрессия" и пр.

4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин (необязательно, но в последнее время становиться стандартом, тем более, что соответствующие датчики используются при проведении ряда специальных тестов - см. ниже) - температура (масла, охлаждающей жидкости), давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.), разрежение (во впускном коллекторе), детонация и пр. - могут измеряться при помощи специальных датчиков, преобразующих соответствующую физическую величину в напряжение;

5. Мультиметр (необязательно) - измерение различных электрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности и пр.

6. Имитатор сигналов (необязательно, в современных мотор-тестерах встречается редко, но популярность его использования в диагностике растет).

Параметры мотор-тестеров и критерии выбора

Рассмотрим основные параметры мотор-тестеров, проанализировав которые можно выбрать подходящий для Ваших потребностей прибор:

I. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИБОРА

Исполнение прибора определяет его мобильность - возможность использовать прибор не только стоя за своим рабочим местом (диагностическим постом), но и "под подъемником", на выезде и даже в салоне диагностируемого автомобиля во время движения. Можно выделить пять возможных типов исполнения:

Осциллограф автомобильный

входное сопротивление

дополнительные возможности

свободное переключение входных каналов (возможность подключения канала Осциллографа к любому из физических входов "на лету")

возможность создания пользовательских настроек для часто используемых режимов

Осциллограф автомобильный

Автомобильный осциллограф-генератор ОСА-М имеет 4 универсальных канала, а также 2 отдельных канала датчиков высокого напряжения (ДВН) для просмотра сигнала вторичной цепи классической системы зажигания и системы DIS. Для всех универсальных каналов осциллографа реализована возможность выбрать тип входа канала - "закрытый" или "открытый".

Параметры осциллографа:

• число каналов – 4;

• полоса пропускания 0,01 МГц;

• частота дискретизации 0,1 МГц;

• входное сопротивление по каждому каналу 1 МОм;

• диапазон разверток 10 мкс/дел…5 с/дел;

• диапазон амплитуд -500В. +500В, -40кВ. +40кВ (для ДВН);

• сохранение в памяти кадров сигнала с последующим покадровым просмотром.

Подключение к компьютеру производится по интерфейсу USB 1.1. Программное обеспечение функционирует под операционными системами Microsoft Windows 98, Windows 2000, Windows XP.

Дополнительно:

1) контактное поле (60 конт.) для параллельного подключения к блоку управления – 4800 р.;

2) адаптер 81 (подключение в разрыв к ЭБУ 81 конт.) Bosch M7.9.7. Январь 7.2 4200 р.;

3) адаптер 55 (подключение в разрыв к ЭБУ 55 конт.) Motronic, Simtech, Bosch M1.5.4/MP 7.0H, Микас и др. 2400 р.;

4) адаптер 35 (подключение в разрыв к ЭБУ 35 контактов) ABS 35, KE-Jetronic, Mono-Motronic, Motronic ML/MP и др. – 1900 р.;

5) адаптер 25 (подключение в разрыв к ЭБУ 25 контактов) L/LE/LU/LH-Jetronic, Mono-Jetronic A2.2/A2.3, EZK, REX – 1800 р.;

6) датчик синхронизации – 1600 р.;

7) жгут вторичной цепи DIS 4 – 3400 р.

Автомобильный осциллограф для автодиагностики

Автомобильный осциллограф — это двухмерный электронный вольтметр, который показывает, как напряжение изменяется во времени.

Многие годы осциллографы применялись в автосервисе для контроля первичных и вторичных цепей зажигания, а также некоторых устройств системы электроснабжения автомобиля. Теперь используют портативные автомобильные осциллографы для наблюдения низкоуровневых сигналов в электронных цепях управления. Осциллограф — универсальное средство при поиске непостоянных (нерегулярных) неисправностей.

В практике обслуживания автомобилей используются аналоговые и цифровые осциллографы. В цифровых осциллографах встроенный компьютер подвергает входной сигнал аналого-цифровому преобразованию. Полученные таким образом цифровые значения амплитуд напряжений в момент выборки выводятся на дисплей (обычно жидкокристаллический), точки соединяются между собой линиями.

Как и в других цифровых измерительных приборах, частота горизонтальной развертки автомобильного осциллографа невелика, около 7 Гц. Тем не менее, цифровой осциллограф выдает детальную информацию о наблюдаемом сигнале. В автомобильный осциллографах обычно предусмотрены такие функции, как определение минимального и максимального напряжения сигнала, запись данных, передача данных на компьютер.

Современный автомобильный осциллограф — это сложный электронный измерительный прибор, частично выполняющий и функции компьютерного мотор-тестера.

Сканеры и автомобильные осциллографы являются эффективными средствами диагностики электрооборудования автомобиля. Однако есть и другие электронные приборы для диагностики, которые в некоторых случаях оказываются и более простыми и более удобными. Например, логический пробник — это относительно простой прибор, электронный аналог контрольной лампы. Контрольная лампа имеет низкое входное сопротивление, ее применение может привести к выходу из строя элементов в высокоомных микроэлектронных схемах.

Логический пробник для автодиагностики

Логический пробник имеет высокое входное сопротивлений не оказывающее влияния на тестируемые электрические цепи, он применяется для безопасного тестирования низковольтных слаботочных цепей. Два провода соединяют прибор с внешним источником питания, например с аккумуляторной батареей, а щуп подключается к исследуемой цепи. Пробник и исследуемая электрическая цепь должны иметь общую землю («массу»). На корпусе пробника располагается 3 светодиода (красный, зеленый, желтый), некоторые модели снабжены звуковым сигналом.

На большинстве моделей логических пробников имеется переключатель диапазонов рабочих напряжений с положениями CMOS и TTL. CMOS — для электронных систем с рабочим напряжением 16 В, a TTL — для рабочего напряжения 5 В. Электронная схема в пробнике делит подаваемое на щуп напряжение на три зоны: низкое, среднее и высокое. Например, по отношению к напряжению автомобильного аккумулятора 12,6 В зоны будут такими: 0—4,2 В — низкое напряжение; 4,3—8,4 В - среднее напряжение; 8,5—12,6 В - высокое напряжение. Однако для сигнала с высоким напряжением включается красный диод, для низкого напряжения — зеленый. Для сигнала в средней зоне светодиоды не включаются. Желтый светодиод включается при подаче на щуп импульсного сигнала. При этом во время прохождения амплитуды импульсного напряжения в соответствующей зоне загорается красный или зеленый светодиод.

Логический пробник может информировать пользователя о наличии напряжения только в определенной зоне значений, и его диагностические возможности ограничены. Но он быстро позволяет проверить цепь на наличие напряжения по отношению к «массе». Например, при незапуске двигателя с помощью логического пробника можно быстро проверить напряжение на катушке зажигания, на топливном насосе и на других элементах.

Электронный мультиметр для автодиагностики

Другим измерительным инструментом и, пожалуй, самым распространенным является электронный мультиметр. Автомобильный цифровой мультиметр — это цифровой тестер с многосегментным дисплеем на жидких кристаллах, с высоким входным сопротивлением. Цифровой мультиметр является неотъемлемой частью диагностического оборудования и выполняющий функции нескольких измерительных приборов для измерения силы тока, напряжения, частоты, длительности импульса.

Мультиметр удобен для проверки состояния электрических цепей, но для проверки их функционирования он обычно не применяется. На цифровом дисплее мультиметра применяется только низкая скорость обновления информации, что связано с особенностями человеческого зрения, т. к. человеческий глаз различает быстрое изменение цифр на дисплее, мультиметр показывает только средние или фиксированные значения электрических сигналов с низкой кадровой частотой обновления дисплея (обычно не более 4-х Гц).

Некоторые модели автомобильных мультиметров имеют квазианалоговый дисплей (помимо цифрового) и обладают возможностью записи минимального и максимального значений контролируемого параметра. Имеется возможность обновлять показания до 40 раз в секунду. Но на некоторых моделях мультиметров квазианалоговый дисплей работает на той же частоте, что и цифровой.

Несмотря на невозможность наблюдения и измерения динамических процессов с помощью мультиметра, автомобильные цифровые мультиметры нашли широкое примеение для диагностики неисправностей в электрических и электронных схемах. Мультиметры обладают универсальностью, простотой, быстрой подготовкой к работе и точностью измерений.

При диагностировании автомобильных электронных систем управления применяются и другие специализированные измерительные приборы. тестеры датчиков, тестеры форсунок и т. п.

По материалам В.Ф. Яковлева

Портативный осциллограф - мультиметр Protek 2800

Программируемый цифровой портативный осциллограф - мультиметр Protek 2800 применяется для наблюдения сигналов частотой до 1МГц. Особенностью осциллографа Protek 2800 является увеличенная память для базы эталонных осциллограмм. Данная функция особенно удобна для создания базы осциллограмм работы двигателей различных марок автомобилей. Сравнивая график работы двигателя конкретного автомобиля с эталонным графиком можно быстро и точно определить причину неисправностей в работе ремонтируемого двигателя.

Особенности осциллографа Protek 2800 :

• 2 независимых канала, атоматическая настройка режимов

• Полоса пропускания осциллографа 1МГц

• Частота выборки: 50 МС/с (1 вход), 25 МС/с (2 входа одновременно)

• Память на 8 экранов + 45 встроенных эталонных осциллограмм автомобильных датчиков

• Цифровой мультиметр True RMS с разрешением 5000 отсчетов

• Измерение постоянного и переменного напряжения, сопротивления, частоты

АВТОАС-ЭКСПРЕСС для диагностики систем зажигания

Описание:

"АВТОАС-ЭКСПРЕСС" в действии.

Компьютерная USB-приставка "АВТОАС-ЭКСПРЕСС" предназначена для оперативной диагностики системы зажигания автомобильных двигателей, включая системы со сдвоенными и индивидуальными катушками, а также датчиков и исполнительных механизмов системы управления двигателем. "АВТОАС-ЭКСПРЕСС" может использоваться с ноутбуком, нетбуком или настольным компьютером под управлением ОС Windows 2000 / XP / Vista / Windows 7

Проект "Адаптер", инструкция 32 | Adapter Project, Instruction 32

Описание:

Представляем вашему вниманию экспериментальную серию программ "Адаптер", посвященную практическим навыкам и секретам выживания в экстремальных условиях. Автор и ведущий программы - Глеб Скоробогатов.

Мы будем рады услышать ваши отзывы и комментарии.

!!! English subtitles are optional.

We are glad to present you an experimental video project named 'Adapter'. The video provides practical advice and survival tips when in extreme conditions. Gleb Skorobogatov is the author and the host of the program.

You are welcome to share your impressions and feedback in the comments below or forum.survarium.com.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

Выберите человечка с поднятой рукой!